муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учереждение "Детский сад № 15" города Смоленска

 

Музыкальный руководитель

 Музыкальные инструменты для ребенка

   раннего возраста

           Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ею  в наших силах. Когда же стоит начинать музыкальное развитие и в чем же оно должно заключаться?

Музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Во время слушания музыки происходит развитие центральной нервной системы, мышечного аппарата, развивается художественное мышление, чувство прекрасного.

От рождения до двух лет

Как известно, слуховое восприятие (не в пример зрительному) к моменту появления ребенка на свет сформировано очень хорошо. Еще находясь в животике у мамы, кроха слышит ее голос. Обращаясь к погремушкам, стоит отметить, что они производят разнообразнейшие звуки – глухие, трескучие как маракасы, или звонкие как колокольчик. Предложите малышу сравнить звуки разных погремушек. В настоящее время на рынке детских товаров большую нишу занимают электронные музыкальные игрушки (мобили, музыкальные коврики, электронные пианино и др.). Важно, чтобы воспроизводимая музыка была узнаваема и хорошего качества. Ценно еще и то, что для извлечения звука (мелодии) малышу потребуется совершить действие – ударить по клавише, повернуть рычажок, потрогать игрушку и т.п. Совсем маленькому ребенку вы интуитивно предлагаете колыбельные перед сном, задорные и ритмические песенки во время бодрствования. Сейчас существует великое множество тематических компакт-дисков с записями музыкальных произведений, аранжированных для малышей. Это варианты популярных произведений без сложных для детского уха аккордов и вторых тем. Практически звучит одна мелодия. В любом возрасте человеку приятно и полезно слушать записи звуков природы – журчащего ручья, бушующего моря, шуршащего дождя… Но не забывайте непреложное правило – разговаривайте с ребенком о том, что он услышал. Спросите малыша, понравилось ли, о чем  он думал во время прослушивания, какие чувства он переживал. Ведь может оказаться, что у него возникают неприятные ассоциации.

Два-три года – первые инструменты.

В этом возрастном промежутке наиболее оптимально будет обратить внимание на ознакомление малыша с музыкальными инструментами. Барабан, можно быть уверенным, будет воспринят на «ура». Предложите юному ударнику хлопнуть по барабану ладошкой, потом постучать пальчиком, поверхность можно погладить. Отбейте барабанную дробь. Затем предложите бубен, по сути усложненный вариант барабана, можно бить и звенеть. Покажите малышу, как можно аккомпанировать любым мелодиям. Вариантов аккомпанемента множество. Самый простой – удары на сильную долю (места, которые звучат более сильно и четко). Например «В траве сидел кузнечик, совсем как огуречик» и дрожание бубенчиков на протяжные гласные. На этих музыкальных инструментах лучше всего показать, что такое темп и ритм. Прослушивание детских песенок инициирует певческую активность ребенка, способствует развитию речи, обогащает пассивный словарь. Попытки подпевать внесут вклад в развитие артикуляционного аппарата, а соотнесение музыкальной темы с любимым мультфильмом позволит создать позитивный настрой, улучшить эмоциональное состояние. Дети обычно не стесняются петь вслух, если «добрые» взрослые не сказали нечто нелестное о таком пении. Не допускайте подобного, в противном случае придется исправлять допущенные промахи – личным примером бесстрашно демонстрировать любовь к пению.

А теперь – ложки. Их даже покупать не надо. Наверно найдется в хозяйстве пара деревянных ложек. Сложите их тыльными сторонами, скрепите концы для удобства резинкой. Для первичного ознакомления вполне достаточно. Держать ложки нужно за скрепленные кончики, не слишком крепко, иначе будучи сжатыми, они не издадут стука. Детям не так просто взять правильно ложки, куда привычнее схватить покрепче, как погремушку. Потребуется добиться некоторой расслабленности. Звучание ложек традиционно сочетается с народными песнями и попевками, но подойдет и практически любая ритмичная мелодия («Танец маленьких утят», «Антошка», «Кабы не было зимы»). Если вдруг найдете в продаже трещотку, ее тоже можно предложить ребенку. Так же как и ложки, этот инструмент требует определенной координации движений для извлечения звука. Тут необходима согласованная работа мышц кисти и предплечья. Игрой на трещотке удобно сопровождать речевки, частушки. После 3-х лет можно предложить малышу металлофон. Мелодичные гаммы способны воодушевить детское творчество – подобного их маленькие ушки еще не слышали. При этом надо учесть, что палочку надо держать легко, не сжимая, иначе звук не получится чистым. Этот момент малыши «ловят» не сразу, но со временем все начнет получаться.

Опираясь на этот список вы можете пополнить его, учитывая вкусы и потребности малыша.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»