муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учереждение "Детский сад № 15" города Смоленска

 

Педагог-психолог

 Нам три года

    НЕЗАВИСИМОСТЬ            

С 2,5 до 3,5 малыш переживает так называемый кризис трех лет: он начинает осознавать себя самостоятельной личностью, имеющей собственную волю. Именно этим объясняется невероятное упрямство трехлеток, их непрерывное „хочу — не хочу", „буду — не буду". „Пойдем гулять?" - „Нет". „Иди обедать". - „Не хочу!"

Малыш все делает наперекор взрослым, как будто специально провоцируя их на конфликт. Важно понять, что это не капризы, а острая потребность еще и еще раз настоять на своем, ощутить себя значимым и независимым. Ребенок просто не может вести себя иначе и часто сам страдает от раздирающих его внутренних противоречий. Чем строже ведут себя с ним взрослые, тем упрямее и несноснее он становится.

И все-таки ваши требования должны выполняться независимо от желания крохи. Как же этого добиться? Не задавайте вопросов, на которые не готовы получить отрицательный ответ. Не спрашивайте, хочет ли ребенок пойти с вами к врачу, — просто сообщите ему, куда вы идете. Если малыш упрямится, не вступайте в конфронтацию — постарайтесь заговорить, отвлечь его чем-нибудь. Обращайтесь с ребенком мягко, никогда не принуждайте его.

Стоит признать, что подчас это требует огромной выдержки и изобретательности. Один трехлетний мальчик сам подсказал маме, как с ним справиться: он попросил говорить ему все наоборот. Например, „Костя, правда же ты не будешь есть кашу?" или „На улице холодно. Ни в коем случае не надевай шапку!" В такой форме любые просьбы и указания стали выполняться без возражений. В результате получилась игра, которая очень забавляла взрослых и вполне удовлетворяла несговорчивого трехлетку. А главное — в семье прекратились споры и конфликты из-за пустяков.

Трехлетний малыш стремится к общению со сверстниками — теперь ему недостаточно просто возиться в одиночку рядом с другими детьми, иногда он готов поделиться игрушками и поиграть вместе. Благополучная обстановка в семье способствует формированию чувст­ва защищенности. Спокойный и уверенный в своей безопасности трехлетка не будет держаться за мамину юбку на детской площадке, а позволит себе отойти на некоторую дистанцию. Он может хотя бы ненадолго выпустить родителей из своего поля зрения, сохраняя их об­раз в воображении.

У ребенка начинает формироваться понятие времени. Можно, например, обсудить с ним последовательность событий ближайшего будущего: „Сначала мы позавтракаем, и я отведу тебя в садик. А после садика мы поедем в гости к бабушке". Однако обещание пойти в цирк на следующей неделе вряд ли будет понято правилъно: скорее всего, малыш каждый день станет спрашивать, не наступила ли уже следующая неделя. 

   ФАНТАЗИИ И СТРАХИ           

Многие дети в таком возрасте любят сочинять истории и подробно описывать разные события. Это — один из их способов самовыражения. В играх также прослеживается некий сюжет, в котором, однако, нет особой логики. Например, игра в аварию на дороге может происходить следующим образом: бух, трах, все машины сталкиваются, разбиваются вдребезги... а затем отправляются в гараж есть пирожные.

Детские истории пока еще не имеют ни начала, ни середины, ни конца. Они состоят из разрозненных, ничем не связанных друг с другом эпизодов. Предметом этих фантазий часто становится что-то пугающее, а мир трехлетнего ребенка полон страшными и непонятными вещами. В этом возрасте дети очень внимательны к тому, что их окружает, ежедневно они получают массу информации, но им пока не совсем ясно, как ею пользоваться. Узнав, к примеру, что на свете существуют львы — большие животные с острыми зубами, малыш не знает, как „посадить зверя в клетку". Угроза встречи со львом переживается им как вполне реальная, лев присутствует в его жизни, становится героем его страхов. Именно поэтому нельзя оставлять трехлетнего ребенка одного перед телевизором. Малыш может легко испугаться даже самых невинных, с нашей точки зрения, вещей. Однако, находясь рядом с ребенком, вы всегда сумеете успокоить его, обсудить увиденное.

Ребенок уже не так сильно зависит от родителей. Многие из тех, кто раньше боялся спать один, теперь смело отправляются в собственную кроватку в отдельной комнате. Правда, при этом они должны быть уверены в том, что родители рядом и к ним всегда можно прибежать, если вдруг станет страшно.

     ОБЩЕНИЕ             

Итак, ваш малыш перешагнул важный рубеж своего развития. Он сильно изменился, стал взрослее и самостоятельнее, Но все-таки иногда кроха по-прежнему нуждается в том, чтобы почувствовать себя окруженным заботой и любовью.

Всем детям необходимо время от времени посидеть на коленях родителей, „зарядиться" чувством защищенности и безопасности. Бывают ситуации, когда эта потребность остро возрастает, например, если в семье родился еще один ребенок или серьезно заболел кто-то из взрослых, короче, во всех тех случаях, когда другие заботы оттесняют общение с малышом на задний план. Старайтесь удовлетворять эмоциональные потребности ребенка. По возможности находите время, чтобы побыть с ним наедине. Малышу просто необходимо, чтобы ваше внимание иногда принадлежало только ему. При этом для него одинаково важен контакт с обоими родителями. Если в семье родился еще один ребенок, отец может хотя бы иногда брать на себя заботу о нем, чтобы мама уделяла время старшим детям.

К трем годам большинство малышей уже свободно могут выражать свои чувства и желания словами. Это существенно меняет стиль вашего общения с крохой. С одной стороны, с ребенком, владеющим речью, гораздо легче договориться: он становится более управляемым, лучше понимает взрослых. С другой стороны, трехлетки нуждаются в том, чтобы с ними как можно больше разговаривали: называли всевозможные предметы, события, чувства, слушали их рассказы, отвечали на вопросы. Читайте своим малышам сказки. Это бесценный материал для развития не только речи, но и эмоциональной сферы ребенка. Поощряйте их общение с другими взрослыми — знакомыми и родственниками. Печь с бабушкой пирожки очень интересно и познаватель­но, а во время прогулок с дедушкой можно о многом поговорить.

Кругозор малыша стремительно расширяется. Он жаждет новых впечатлений, новых знаний, новых знакомств. Период раннего детства подходит к концу. Пора выходить „в люди".

    НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ

В среднем трехлетний ребенок владеет тысячей слов и понятий, однако у разных детей этот показатель может сильно различаться.

     Многие трехлетки хорошо бегают, но легко спотыкаются. Большинство умеет кидать мяч, не теряя при этом равновесия, подниматься по лестнице, как большие (то есть чередуя правую и левую ногу), надевать ботинки, застегивать кнопки,  пользоваться  ножницами  и складывать простейшие пазлы.

     Малыш делит людей по половому признаку, осознает свою принадлежность к определенному полу. Любимыми игрушками мальчиков становятся машинки, в то время как девочки предпочитают возиться с куклами.

     Именно в этом возрасте многие дети окончательно перестают пачкать штанишки. Отчасти такое достижение объясняется тем, что они уже созрели для этого. С другой стороны, малыш понимает, с какой надеждой родители ждут результатов всякий раз, когда он отправляется на горшок. Желание угодить взрослым, а также ощущение, что „здесь решает он", являются для него не менее важными стимулами.

     Трехлетние дети умеют многое, но им свойственно преувеличивать свои способности. Так, кроха может утверждать, что ему ничего не стоит достать луну с неба. И если луна, несмотря на все заверения, продолжает оставаться на месте, его это нисколько не смущает и ничего, по его мнению, не доказывает.

          К трем годам нормально развивающийся ребенок умеет:

  • прыгать на полной ступне,

  • ударять ногой по мячу,

  • рисовать неровные круги,

  • говорить фразами из двух-трех слов,

  • слушать сказки,

  • играть в простейшие ролевые игры, называть и использовать предметы (мяч, ручку и т.д.).

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»